Неплательщики сгорят. МЧС под управлением Евгения Зиничева хочет заработать на узаконенной коммерциализации пожарной безопасности

04.08.2020

МЧС под управлением Евгения Зиничева хочет заработать на узаконенной коммерциализации пожарной безопасности

Введение системы автоматического оповещения о пожаре позволило снизить статистику о количестве погибших от огня в 14 раз. По нормам Федерального закона №123-ФЗ, вступившим в силу в 2014 году, в случае признаков возгорания на объектах повышенного класса пожарной опасности (детские сады, школы, больницы и т.п.) соответствующий сигнал должен поступить в пожарную часть без участия работников объекта или транслирующей этот сигнал организации. Почему МЧС хочет повернуть закон вспять?

О важности сохранения существующего подхода к передаче сигнала о возгорании и о существующем лобби за возврат в схему посредников – «распильщиков» бюджетных средств в интервью программе «Время инноваций» рассказывали соучредители ООО «Консалтинговое бюро «Воронова и партнеры» Нина Воронова и Виктор Кривошонок. Их эмоциональное, подтвержденное глубоким знанием материала и вовлеченностью в происходящие процессы выступление вскрыло целый ряд проблем. От буквально рейдерского поведения сотрудников контролирующих органов в отношении представителей бизнеса, до снижения уровня антитеррорестической защищенности объектов при передаче сигнала о возгорании в пожарную часть через посредников, ставящих в приоритет коммерческие интересы.

Гибель людей при пожаре зачастую происходит не от огня, а от отравления продуктами горения, всего три-четыре вдоха ядовитого газа. При отлаженной системе оповещения люди получают несколько дополнительных секунд драгоценного времени, которые могут спасти им жизни, достаточно успеть покинуть зону задымления.

При пожаре в клубе «Хромая лошадь», в Перми, где погибло 156 человек, огонь полыхал всего три минуты, а потом сам погас еще до приезда пожарных. Сообщение о пожаре в ближайшую часть было устно передано покинувшим клуб пострадавшим со следами ожогов. Караул пожарной части, находящейся в соседнем здании, на расстоянии не более 100 метров, в составе восьми человек прибыл на место пожара пешком, через минуту прибыли две пожарные машины.

При пожаре в доме престарелых в республике Коми, где погибло 23 человека, первое пожарное подразделение прибыло на место спустя 24 минуты после того, как кто-то из местных жителей позвонил по телефону 01.

Сейчас оповещение о возгорании поступает с объекта в пожарную часть автоматически напрямую. Порядок передачи сигнала о возгорании четко прописан в ч.7 ст.83 закона №123-ФЗ. Для социально значимых объектов с массовым пребыванием людей, поступление сигналов на пульт подразделения пожарной охраны должно происходить без участия каких-либо посредников Вызов экстренных оперативных служб - это государственная информационная система, которая относится к объектам критической важности, функционирование которой возможно только на сетях связи спецназначения. Функционирование данной информационной системы вызвала экстренных оперативных служб составляет государственную тайну. А любой доступ третьих лиц к данной ГИС образует уголовно наказуемую деятельность, предусмотренную статьями 159.6 УК, 274.1 УК и 283.1 УК.

Здания и учреждения особой категории пожарной опасности делятся на 4 группы:

  1. Детские сады и ясли, дома престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений;
  2. Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  3. Здания общеобразовательных и специализированных школ, техникумов и проф-тех училищ;
  4. Здания ВУЗов и институтов повышения квалификации.

Можно заметить, что основным признаком, по которому был произведен отбор в эту категорию, является несамостоятельность или не полная самостоятельность находящихся внутри людей.

Похоже на то, что Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, возглавляемое генерал-полковником Евгением Зиничевым, под видом заботы об обеспечении рабочими местами большого количества сотрудников частных охранных предприятий, последовательно продвигает идею возврата посредников.

Действия ведомства, добровольно возложившего на себя функции службы занятости, можно сравнить с решением об установке шлагбаума в произвольном месте, где есть железная дорога и ходят поезда, чтобы было, с кого брать деньги, без предъявления обоснований. Кандидат технических наук, генерал-майор внутренней службы в отставке Виктор Кривошонок, являющийся также председателем совета СРО Союз «Автоматизированные системы безопасности», вообще считает, что «большинство законопроектов от МЧС могут иметь коррупционную составляющую».

Ситуацию в отрасли в целом упомянутая выше Нина Воронова охарактеризовала как «Клондайк, Эльдорадо для мошенников». Доступ посторонних к информации о пожаре, которая должна передаваться средствами спецсвязи (каналы под функционирование такой связи выделяются на уровне министерства обороны и контроля со стороны ФСБ России), она назвала нарушением безопасности государственной информационной системы, поскольку пожарная безопасность – это часть национальной безопасности, законодательно регулируемой на федеральном уровне в соответствии со ст.71 Конституции РФ. Также эксперт указала, что возможность посредника принимать решение о передаче сигнала в пожарную часть или блокировании его, в зависимости от того, оплатили или нет собственники охраняемого объекта услуги посреднической организации – «это в чистом виде статья 281, «Диверсия» «Уголовного Кодекса».

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области 80% объектов оснащены так называемой системой ЦАСПИ, которая не позволяет передать сигнал напрямую в подразделение пожарной охраны, более того, в подразделениях пожарной охраны вообще нет приемных пультов». Пользуясь ситуацией, посредники, отвечающие за передачу сигнала о возгорании, в декабре 2019 года известили губернатора о намерении прекратить передачу сигналов о бедствии, если им не оплатят услуги, а в январе отключили на время от обслуживания три района. Не оплатил – гори синим огнем, - вот к чему привело необдуманное законотворчество.

Глава МЧС подписал внутренний приказ №330: «Об организации работы по дублированию сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны» от 27.06.2019 года, где, по сути, на уровне ведомства утверждается Санкт-Петербургская практика. А изначальный посыл, видимо, остается прежним: получить возможность распределять бюджетные денежные потоки и осваивать их через партнерские организации, большое поле для коррупции.

Виновным в тяжелых последствиях, при таком подходе, легко может оказаться собственник здания, не обеспечивший своевременную оплату услуг посредника. МЧС и в дальнейшем планирует менять правила под себя: возможно, и тушение пожара станет коммерческой услугой.

СМИ писали о возможном возникновении коррупционных схем при привлечении Министерством по чрезвычайным ситуациям к оповещению о пожарах транслирующих организаций, масштаб средств, которые могут быть потрачены на посредников (читай – шлагбаумы на ровном месте), оценивается в 20 миллиардов рублей в год.

Изменения в закон №123-ФЗ вынесены на обсуждение. Так что, скорее всего, в ближайшее время, уважаемые собственники зданий, оплатив налоги, спокойно спать - не получится. Нужно будет позаботиться и об оплате услуг передающего сигнал о пожаре посредника. В соответствии с данным законом установка в пожарных частях приемных пультов не предполагается, там установят только некие автоматизированные рабочие места, а сигнал принимать будет посредник, который будет передавать сигнал только при оплате его услуг. Количество денежных средств, которые будут тратиться бюджетными учреждениями на оплату услуг посредников, просчитать невозможно, поскольку сама услуга носит фиктивный характер, так как сигнал идёт в автоматическом режиме и в участии сотрудников посредника не нуждается. Между тем, рабочая группа правительственной комиссии по административной реформе согласовала данный законопроект, несмотря на то, что Президентом РФ подписан Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Любые обязательные требования в области пожарной безопасности могут вводиться только в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, а не в целях развития конкуренции и создания дополнительных рабочих мест на рынке фиктивных услуг.

 

 

Источник / Газета «Наша версия»