Рекомендует МЧС: При пожаре спасай себя сам. Продолжение истории.

06.12.2016

Обидно и страшно, когда люди, от которых зависит жизнь других людей, с завидной регулярностью продолжают наступать на грабли. И создается впечатление, что они просто гуляют по граблям. И, казалось бы, коль хотят получать по лбу, то и пусть, но только вот удары рикошетят по нам с вами, по нашим близким людям.

Я про тех, кто должен спасать нас. Нет, не про рядовых героев, готовых в огонь и в воду, а про сытых и лощенных руководителей и их контролирующих коллег. Тех самых, которые, когда горит по-серьезному, решили сменить коней на переправе и поставить спасение социально незащищенных на коммерческую ногу. Ну, чтобы с конкуренцией и получением госзаказов дружественными компаниями. И не важно, какой результат. Важно, чтобы костюмчик сидел.

Недавно я рассказывал о невероятных, на первый взгляд, чудесах, происходящих в МЧС с момента ухода оттуда Сергея Шойгу. Напомню.

В рамках государственного оборонного заказа за счет средств федерального бюджета МЧС России был разработан уникальный программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг», который позволил минимизировать на территории Российской Федерации потери от пожаров за счет автоматической передачи сигналов о возгорании непосредственно в подразделения Федеральной противопожарной службы. Сигнал передается по специально выделенному МЧС России Министерством обороны РФ радиоканалу в течение одной минуты (!!!) после обнаружения системой пожарной сигнализации первых признаков возгорания. «Стрелец-Мониторинг», разработанный структурами МЧС (а именно ФГУ ВНИИПО МЧС России), позволил сократить более чем в 14 раз гибель людей на пожарах в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования.

Но 29 января 2016 года произошло странное событие. Приказом Министра МЧС России Пучкова В.А. № 35 «О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России и организации работы по совершенствованию систем передачи информации о возникновении пожара и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» признан утратившим силу Приказ МЧС России №743 от 28.12.2009г. Тот самый приказ, которым ПАК «Стрелец-Мониторинг» принят на снабжение. И теперь указанное решение Министра МЧС России Пучкова В.А. юридически означает запрет на применение ПАК «Стрелец-Мониторинг» в системе МЧС России. А значит ситуация «спасайся, кто может, а кто не может – не спасайся» вступила в действие.Как стало известно, к производителю комплекса сразу после того, как Шойгу покинул ведомство, возникли претензии у ФАС. Антимонопольщики попытались обвинить производителя комплекса в монополизации рынка противопожарных услуг. При этом, в ФАС отказались принимать во внимание тот факт, что приказ МЧС касается лишь использования "Стрельца» на соцобъектах, а коммерческие фирмы могли как и прежде устанавливать любые охранно-пожарные системы и использовать любых операторов доставки тревожного сигнала. МЧС в лице нового министра Пучкова также не особо защищало "Стрельца", а скорее даже наоборот. По крайней мере, ни одного комментария в защиту детища своего ведомства, глава МЧС ни разу не произнес, хотя скандал о борьбе ФАС со "Стрельцом" не раз выплескивался на страницы прессы. ФАС даже как-то собирало специальную пресс-конференцию по ситуации со "Стрельцом", настолько он был ненавистен антимонопольщикам, которые, тем не менее, не могли с ним эффективно бороться, поскольку у них на пути стоял федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и приказ № 743, обеспечивающий его исполнение.

И вот теперь продолжавшаяся более трех лет борьба ФАС за отмену приказа МЧС № 743 о принятии на снабжение оборудования, предназначенного для автоматического вызова пожарных подразделений на пожары без участия персонала объектов и транслирующих этот сигнал организаций, закончилась в пользу антимонопольного органа. Приказом от 29.01.2016г. № 35, подписанным главой МЧС России Владимиром Пучковым, приказ Сергея Шойгу отныне признан утратившим силу. Однако федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" является еще одной помехой для реализации планов фирм-прокладок. Поэтому в п.2 Приказа № 35 Министр Пучков В.А. требует направить в Гос.Думу предложения, чтобы срочно изменить закон.

Принятое решение Министр обосновал... необходимостью "соблюдения положений Федерального закона от 05.04.2013г. № 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд...". Довольно странное обоснование. Получается, что Сергей Шойгу, когда подписывал приказ №743 в 2009 году, нарушал положения ФЗ № 44? И если это так, то почему Пучков не отменил приказ сразу после своего назначения на должность министра?

А вмешательство в ситуацию Федеральной антимонопольной службы, которая потребовала (вдумайтесь в эти слова!!!) «допустить к участию в противопожарном обеспечении иные компании», дабы не нарушать правил конкуренции, вообще, запредельно. То есть, жизни тысяч людей отступают на второй (третий-четвертый-пятый) план на фоне необходимости якобы обеспечения конкуренции. И, самое удивительное, что руководство МЧС всемерно поддержало это «прогрессивное» требование, приказом руководства отменив ПАК «Стрелец-Мониторинг».

В феврале на радиостанции «Вести ФМ» в прямом эфире программы Владимира Соловьева и Анны Шафран «Полный контакт» впервые «лицом к лицу» состоялись дебаты между руководством МЧС, ФАС и представителем ПАК «Стрелец-Мониторинг» и журналистами о том, зачем и с какой целью пытаются заменить надежный «Стрелец», работающий, что называется, «без человеческого фактора», на всевозможные коммерческие службы спасения. И где было доказано, что «Стрелец» незаменим и необходим.

А журналистам телепрограммы «Человек и закон» удалось выяснить, кто и с какой целью пролоббировал приказ МЧС об отмене «Стрелец-Мониторинг» и чьи интересы стоят за привлечением неких частных компаний, якобы занимающихся пожаробезопасностью.

В своем интервью Российской газете от 26.02.2016 № 41 заместитель Министра МЧС России Л. Беляев заявил, что якобы основанием для отмены приказа № 743 послужили претензии ФАС России, а также – многочисленные суды ФАС России с производителем РСПИ «Стрелец-Мониторинг».

Данные утверждения не соответствуют действительности, так как обстоятельства функционирования РСПИ «Стрелец – Мониторинг» всесторонне и полно изучены арбитражными судами Российской Федерации (решения имеются в моем распоряжении). Главный вывод судебных решений – ПАК «Стрелец-Мониторинг» не является товаром, изъят из гражданского оборота и не относится к компетенции антимонопольной службы. Суды также указали, что порядок ввода в эксплуатацию и дальнейшего использования ПАК «Стрелец-Мониторинг», в том числе порядок подключения объектов - исключительная компетенция МЧС России.

Заместитель Министра МЧС России Л. Беляев также заявил, что отмена приказа № 743 не является основанием для прекращения эксплуатации, поставленного в подразделения ФПС МЧС России оборудования, оно будет использоваться до окончания установленного срока службы.

На самом деле Беляев, по моему мнению, умышленно вводит россиян в заблуждение. Будучи в статусе заместителя Министра, Беляев не может не знать порядок принятия на снабжение, закупки и развертывания специализированной противопожарной техники, к которой относится система передачи извещений о пожаре, в частности ПАК «Стрелец-Мониторинг». А проще говоря, врет гражданин Беляев.

Дело в том, что отмена приказа № 743 является основанием для прекращения эксплуатации поставленного в подразделения ФПС МЧС России ПАК «Стрелец-Мониторинг». И это означает обязанность подразделений МЧС России в кратчайшие сроки демонтировать ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленный в любых подразделениях МЧС России, поскольку снятие специализированного оборудования со снабжения подразумевает недопустимость выделения бюджетных средств на его техническое обслуживание.

А значит более чем 60 000 детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты, по сути, остаются без защиты от пожара. Достаточно вспомнить недавний пожар в общежитии в Смоленской области, где с попустительства должностных лиц МЧС Смоленской области сигнал о пожаре выводился в пожарную часть с помощью несертифицированной системы «Триада», допущенной к эксплуатации исключительно из-за ее дешевизны. Таким образом, надуманная конкуренция стоила жизни 2 девушкам. Более того, заботясь якобы о конкуренции и снимая со снабжения ПАК «Стрелец-Мониторинг», руководство МЧС России забыло, что именно на базе «Стрельца», создана система оповещения населения «Радиоволна», работающая на канале связи Министерства обороны России. Теперь исполнение соответствующего Указа Президента России о создании системы оповещения населения становится невозможным.

Ввод транслирующих организаций – посредников в схему приема-передачи сигнала о пожаре, как предлагает в порядке законодательной инициативы Министр МЧС России, ведет к тем последствиям, которые произошли в психоневрологическом диспансере в Воронежской области, где при нахождении пожарной части всего в 700 метрах от диспансера погибло 23 человека. К гибели 23 человек на данном пожаре привело, в первую очередь, то, что приемное оборудование, нарушаяТехнический регламент о требованиях пожарной безопасности, не было установлено в подразделении пожарной охраны.

Дело в том, что оборудование размещалось в мониторинговом центре коммерческой организации. Сигнал о пожаре трижды (!!!) поступал в названный центр. Диспетчер мониторингового центра, не передав сообщение о пожаре по телефону «01», начал созваниваться с персоналом диспансера, который, не выясняя наличие или отсутствие признаков возгорания, сообщил, что все в порядке. В результате, пожарная часть Государственной противопожарной службы Воронежской области Областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасания людей на водах Воронежской области», находившаяся в всего 700 метрах от диспансера, прибыла на вызов со значительной временной задержкой.

Таким образом, ввод оборудования транслирующей организации в технологическую схему приема/передачи сигнала о пожаре означает, что государственная функция по приему и отработке сигнала о пожаре перекладывается со специально созданного для этих целей государственного органа – МЧС России на коммерческие организации – владельцев систем, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (вдумайтесь в это!!!) не несут и не могут нести ответственности за обеспечение пожарной безопасности на территории РФ.

Кроме того, если прием и отработка сообщения о пожаре для объектов защиты осуществляется на всей территории Российской Федерации исключительно на безвозмездной основе, то при использовании услуг коммерческих организаций, возникает вопрос о финансово-экономических последствиях применения данных услуг.

Непонятно, в чем будет заключаться деятельность транслирующей организации, если тревожные сигналы передаются в автоматическом режиме на пульт пожарной охраны и в ускорении не нуждаются. Что конкретно будет делать такая организация, какими обязанностями она обладает, в первую очередь, по отношению к объектам защиты?В данной ситуации со стороны объектов защиты предполагается исключительно оплата неких услуг за счет бюджетных средств, но сами услуги, как таковые, отсутствуют.

Что же касается получения денежных средств за «услугу по приему/передаче сигнала о пожаре» транслирующей организацией, то в данном случае имеет место мошенничество (ст. 159 УК РФ), так как прием-передача извещений о пожаре является государственной функцией и осуществляется МЧС России для объектов защиты на безвозмездной основе.

Таким образом, п. 2 Приказа № 35 МЧС, подписанного Пучковым, уже изначально предполагает под видом «нового способа передачи извещений о пожаре в пожарную часть» легализацию схемы хищения бюджетных средств.

Но если государство в лице Министерства принимает решение, что предотвращение массовой гибели людей больше не является задачей МЧС России, то не проще ли вообще отказаться от системы автоматического вызова пожарных в принципе, а – не изобретать схемы по растаскиванию российского бюджета по карманам заинтересованных лиц. И последнее. Мне не понятно, кто дал право Министерству, прикрываясь непонятным для простых граждан словом «конкуренция», игнорировать действующие федеральные законы, указы Президента России и распоряжения Правительства России, единолично брать на себя право, действуя в интересах недобросовестных частных компаний, разрушать систему, созданную для обеспечения сохранности жизни и здоровья людей. И в чем теперь разница между «конкуренцией» и «коррупцией»?

Но самым страшным доказательством того, что попытка заменить запущенный еще Сергеем Шойгу ПАК «Стрелец-Мониторинг» иными коммерческими «противопожарными системами» опасна для жизней людей, стали участившиеся случаи гибели во время пожаров. Министр МЧС России Пучков В.А., постоянно всем СМИ раздает интервью о том, что: «... На протяжении последних лет обстановка с пожарами и их последствиями имеет устойчивую положительную динамику». Подобные заявления на фоне резонансных пожаров происшедших в последнее время звучат, по меньшей мере, странно, если не сказать больше... Смотрите сами:

30 января 2016г. Пожар на швейном предприятии в городе Москве. Площадь пожара превышает 1000 метров. Погибает 12 человек.

13 декабря 2015г. Пожар в психоневрологическом диспансере в Воронежской области. Погибает 23 человека.

11 марта 2015г. Пожар в ТЦ «Адмирал» в городе Казани. Здание уничтожено полностью. Погибло 17 человек.

Июль 2015г. В Республики Хакасия огнем уничтожено 40 населенных пунктов. Погиб 31 человек.

30 января 2015г. Пожар в библиотеке ИНИОН РАН. Здание полностью уничтожено огнем. Безвозвратно утерян уникальный библиотечный фонд.

13 сентября 2014 года. Пожар в интернате в Новгородской области. Погибло 37 человек.

26 апреля 2013г. Пожар в психоневрологической больнице в Московской области. Погибло 38 человек.

11 сентября 2013г. Пожар на швейном предприятии в Московской области. Погибло 15 человек.

2015 год – череда пожаров в жилом секторе на которых происходит массовая гибель детей...

Этот печальный перечень, к сожалению, можно продолжать и далее. Но суть не в печальной статистике, а в ее причинах. На мой взгляд эти причины лежат на поверхности.Это непродуманная, ничем не обоснованная политика Министра МЧС России Пучкова В.А. по «оптимизации федеральной противопожарной службы».Массовой гибели людей можно было бы избежать, если бы учреждения были оснащены системой безопасности ПАК «Стрелец-Мониторинг».

Так вот. На этом история не заканчивается, а продолжается так, как будто ничего и не случилось. Ни откровенных дебатов в радиопрограмме «Полный контакт», где было доказано, что замена «Стрелец-мониторинг» опасна для жизни тысяч людей, ни фильма телепрограммы «Человек и Закон», где показано, как спасает «Стрелец» и кто стоит за его заменой, ни новых пожаров и новых смертей. Неужели нужны еще десятки и десятки пожаров в социальных и медицинских учреждениях страны, чтобы руководство МЧС и ФАС наконец-то усвоило, что жизни людей несопоставимо дороже любых коммерческих интересов. Даже если эти интересы и прикрываются красивыми словами о какой-то загадочной конкуренции.

РS. Я недавно рассказывал о том, что на территории г. Санкт-Петербурга компанией ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» и аффилированными к ней структурами, реализована схема передачи извещений о пожаре с помощью системы ЦАСПИ, производит которую фирма НАВИГАРД (GSM система из Калининграда). По распоряжению нынешнего заместителя Министра Леонида Беляева пульты ЦАСПИ установлены в пожарных частях. А ежемесячная оплата за вызов пожарных подразделений взимается частными компаниями с одного объекта в размере от 8000 рублей. Учитывая, что на территории г. Санкт-Петербурга подключено к ЦАСПИ более 5000 объектов, сумма, взимаемая с бюджетных учреждений, составляет 40 миллионов рублей ежемесячно. Но, как стало известно только что, в настоящее время все объекты в девяти районах г. Санкт-Петербурга оказались отключены ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» от пультов пожарной охраны по причине удаления SIM – карт, так как объекты отказались платить ЗАО «Центр безопасности «Охрана помещений» за вызов подразделений пожарной охраны.

Около 3000 объектов г. Санкт-Петербурга остались без пожарной защиты. Но это, похоже, что мало волнует тех, кто в ответе за безопасность. Лишь бы были конкуренция и сытые частные структуры, близкие к большому начальству. А там гори оно все синим пламенем!