ФАС вскрыла картельный сговор в школах Башкортостана с помощью «Фактора» и «царицы доказательств»

29.08.2024

Участники охранного рынка признали наличие антиконкурентного соглашения между собой

Управление Федеральной антимонопольной службы по Башкортостану пришло к выводу о наличии согласованных действий ряда участников рынка охранных услуг при осуществлении государственных закупок школами Куюргазинского района республики. Схема, применявшаяся как минимум в 2023-2024 годах индивидуальными предпринимателями Эмилем Ишмухаметовым, Эльвирой Вильдановой и компанией «ЦКУ Профсервис», была настолько беспардонной, что могла реализовываться продолжительное время лишь из-за сравнительно небольшого по объему и малозаметного из Уфы объема данного рынка и отсутствия недовольных его участников, не входящих в картель. Картель этот действовал следующим образом: едва какая-либо школа объявляла конкурс на закупку услуг по благоустройству и охране внутренних помещений (проще говоря – услуг вахтеров), как один из участников картеля подавал заявку по первоначальной цене аукциона, а другой – падал от начальной максимальной цены в несколько раз. И после того, как выигрывал процедуру, отказывался заключать контракт – и лот переходил другому члену картеля по максимальной цене. И какое-то время схема прокатывала.

О получении доказательств наличия картельного сговора УФАС по РБ сообщило на своем сайте, опубликовав документ «заключение об обстоятельствах дела». Он в целом повторял изложенную в июльском приказе о назначении антимонопольного дела фабулу, но за одним важным исключением. Дело в том, что 23 августа в адрес антимонопольного ведомства пришло разоблачающее письмо: Эльвира Вильданова призналась в нарушении антимонопольного законодательства и сообщила, что является автором незаконной схемы, а «ЦКУ Профсервис» и Эмиль Ишмухаметов эти сведения подтвердили.

«Находясь в доверительных отношениях с ИП <[Ишмухаметовым]> Э.М. и директором ООО «ЦКУ Профсервис» предложила им совместно участвовать в закупках. Вышеуказанные лица согласились оказать мне содействие и совместно участвовать в закупочных сессиях. Договоренность заключалась в том, чтобы поочередно по торгам выставлять максимально заниженную цену контракта, а в последующем победитель должен был уклоняться от подписания контракта. Чтобы в последующем у иного участника закупки появилась возможность заключить контракт вне АТМО», – цитирует УФАС по РБ поступившее от Вильдановой письмо. Аббревиатура АТМО расшифровывается как «агрегатор торгов малого объема» – на этой площадке в Башкортостане объявляются небольшие по затратам конкурсы. В частности, в данном деле максимальный контракт составлял 432 тысячи рублей. Правда, контрактов этих было много – так, Вильданова поучаствовала в 32 закупках.

При этом предприниматель в своем заявлении сообщила УФАС, что не допускала более четырех фактов отказа от подписания контракта в месяц для недопущения дисквалификации в информационной системе АТМО. Аналогичного алгоритма по предложению Вильдановой придерживались и Ишмухаметов, и «ЦКУ Профсервис». Также Вильданова рассказала, что ей стало известно о проведении образовательными учреждениями Куюргазинского района закупок услуг с использованием системы АТМО. После чего, имея личные знакомства, предприниматель нашла личный контакт с этими образовательными учреждениями, которым пояснила, что участие в закупках будет происходить по разработанному ей алгоритму. Вильданова признает, что фактической конкуренции между ответчиками не было, указывает УФАС.

В завершении своего заявления Вильданова полностью признает вину в нарушении принципов свободной конкуренции и просит провести замену административного наказания себе в виде штрафа предупреждением. Иные ответчики не отрицают вменяемого нарушения антимонопольного законодательства, указывают в УФАС – подразумевается, что за признание вины они хотят снижения размеров наказания. Не возражают против этого и антимонопольщики: признание, как известно – царица доказательств.

Исходя из обстоятельств рассмотрения антимонопольного дела в УФАС, можно сделать вывод, что свое признание Вильданова, Ишмухаметов и «ЦКУ Профсервис» сделали не от хорошей жизни. Комиссия антимонопольного ведомства на нескольких заседаниях пришла к почти доказанным фактам соучастия ответчиков в инкриминируемых им деяниях. Во многом ведомству в этом помогло изначальное обращение от ООО «Фактор», которое в результате действий картеля оказалось вытеснено с рынка охранных услуг в Куюргазинском районе. Далее ведомству осталось только проверить изложенные бенефициаром «Фактора» Антоном Блохиным сведения, используя свои особые полномочия.

И действительно, по обращению УФАС региональное управление ФНС предоставило информацию, что с апреля 2022 года по апрель 2024-го IP-адреса подачи налоговой отчетности Вильдановой и «ЦКУ Профсервис» неоднократно совпадали. Выявлены факты неоднократного получения в 2020 году одними физическими лицами заработной платы как в «ЦКУ Профсервис», так и у Вильдановой. Также, в 2021 – 2023 годах между ответчиками по делу зафиксированы множество взаимных финансовых операций, начиная с перевода в апреле 2022 года ООО «ЦКУ Профсервис» на счет Вильдановой 586 000 рублей в качестве авансового платежа по договору субподряда за оказание административно—хозяйственных услуг – данная операция была признана банком сомнительной.

Таким образом, с отдельно взятым картельным сговором УФАС по РБ справилось. Ранее «Правда ПФО» рассказывала, как антимонопольное ведомство Башкортостана вскрыло аналогичный сговор на рынке клининга муниципальных учреждений Уфы – но там все-таки схема антиконкурентного соглашения не была такой вопиющей. И следует признать, что данная схема несет в себе слишком очевидные риски, чтобы применяться на более серьезном уровне без последствий для ее участников.

 

Источник / «Правда ПФО»